Детские рисунки

84 views 15:48 0 Комментарии 11.06.2023

Наблюдали ли Вы за тем, как рисуют дети? Тогда Вы, наверное, заметили, что они испытывают особое удовольствие от этой деятельности и бывают очень увлечены ею. Они легко берутся за рисование и готовы рисовать подолгу, часто предпочитая его другим занятиям. Они любят свои рисунки и стремятся показать их, охотно вступая в обсуждение и поправляя взрослых, когда те неправильно интерпретируют изображение.

Детские рисунки присутствуют в нашей действительности повсюду: на асфальте улиц, на заборах, на стенах домов; их хранят в семьях, в школах и музеях, их печатают в книжках и журналах. Многие люди, давно простившиеся со своим детством, сберегают их в своих личных архивах. Тот, кто бывал на выставках детского изобразительного творчества, имел возможность окунуться в удивительный мир этих рисунков, выражающих особое мироощущение ребенка и его чистый и искренний взгляд на жизнь.

При поверхностном восприятии рисунки детей подчас кажутся взрослым наивными, неправильными и потому очень смешными, но стоит внимательно всмотреться в них — и они могут поразить неожиданным изображением знакомых предметов и явлений, оригинальными придумками, эмоциональной выразительностью, динамикой линий, яркостью красок.

По мере взросления отношение ребенка к рисованию меняется: рисунки перестают занимать его, утрачивают прежнюю живость форм и красок. Но в каждом новом поколении все повторяется: маленькие дети, едва войдя в мир, вновь начинают увлеченно рисовать.
Почему так происходит? Что делает рисование столь желанным для детей?

Открыв однажды для себя изобразительные возможности рисунка, дети широко их используют. Они иллюстрируют и дополняют рисунками свою речь, оснащают игру изображениями героев и предметов – атрибутов игры, любят совместно рисовать, наблюдать за рисованием других, обсуждать рисунки. Они с удовольствием рассматривают картинки в книжках, отмечая разные манеры художников.

Как показывает опыт работы с детьми в художественных музеях, в возрасте 3-5-ти лет они начинают понимать смысл графических и живописных изображений на картинах. Они также легко обучают друг друга найденным и отработанным приемам рисования, откуда, кстати, и происходит столь распространенный и устойчивый стереотип в некультивированном детском рисовании (елочки, домики, улыбающееся солнышко с лучами-палочками и т. п.).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что в раннем детстве рисовальное творчество разворачивается в пространстве игры и совпадает с ним. Ведь это тоже игра, только рисующими средствами, игра формами и игра смысловыми знаками; и вместе с тем она содержит в себе могучее творческое начало.

Позитивные возможности детского рисования не исчерпываются перечисленными функциями. Рисование в жизни ребенка является одним из существенных факторов решения сложного комплекса задач его личностного развития:

  • психологических, ибо рисование как деятельность развивает способности внимания, памяти и мышления, влияет на выработку черт характера;
    — педагогических, так как через рисование происходит обретение знаний и воспитание многих социально-значимых качеств личности – ее социализация;
  • культурно-нравственных, поскольку обращение к искусству и собственное художественное творчество формирует систему духовных ценностей ребенка, способствует выработке у него ориентиров поведения;
  • художественно-творческих, потому что в рисовальной деятельности обнаруживаются и развиваются способности к изобразительному искусству и к творчески-созидательной деятельности вообще.