Дети-художники

125 views 15:55 0 Комментарии 11.07.2023

В. М. Бехтерев в работе «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении», указывая на необходимость привлечения рисунков ребенка для психологического анализа его личности, в частности, отмечал: «Детское творчество дает возможность иметь объективные данные для суждений взрослых о детском мире и в то же время поможет уразуметь, что такое дитя не с субъективной точки зрения, как это обыкновенно делается, а на основании этого объективного материала».

Он предложил учитывать не только художественную сторону при изучении детских рисунков, но собирать их как «ценный научный материал», с указанием даты, биографических данных, возраста и пола, чтобы можно было определить личностные особенности ребенка через анализ его рисунков. В. М. Бехтерев первым в отечественной психологии увидел значение изучения детских рисунков для оценки динамики развития ребенка, особенно — психического.Английский психолог К. Бёрт предложил свою периодизацию рисования детей с позиций их психологического развития:

  • рисование в возрасте 2-3-х лет — это просто «мазня», как выражение бесцельной эмоциональной и физической активности ребенка;
  • в 4 года цветовые пятна в рисунках заменяются отдельными линиями, что уже свидетельствует о контролируемом действии;
  • в 5-6 лет начинается рисование примитивных символов (людей, зверей и т. д.), которые выступают обозначениями изображаемых объектов;
  • до 10-ти лет длится период описательного рисования, с передачей подробностей и проработкой деталей, что отражает процесс развития внимания и мышления ребенка;
  • в 11 лет наступает период копирования и подражания работам других;
  • в 11 — 14 лет в рисовании отмечается регресс, связанный с познавательным и языковым развитием, а также с эмоциональными конфликтами; в этом возрасте предпочтительным становится рисование геометрических форм, орнаментов и фантастических образов, нежели человеческих фигур.