Почему можно встретить иной раз художников вялых, сникнувших, словно опустивших крылья, хотя их помнят полными сил и энергии, подававшими блистательные надежды? Утрачены цели. Или вера в них, что фактически то же самое. Почему другие, напротив, захлебываются в суете будней, теряют себя в нескончаемой сутолоке, в беспорядочной житейской текучке?
По той же причине. Суть едина — различны формы ее проявления, и только. Когда человек не знает, к какой пристани держит путь, для него ни один ветер не будет попутным, говорили древние. И. П. Павлов изложил ту же истину в виде научного закона: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас».
Цели могут быть различны. У одного — чего-то достигнуть, заполучить, приобрести; или, скажем, кем-то стать, занять место, должность. У другого — сделать, открыть, свершить, осуществить. Третьему, в общем, не столь важно и это, ему интересен сам творческий процесс -как самоцель (по определению К. Маркса), важно высказаться. «Цель творчества — самоотдача,- писал Б. Пастернак,- а не шумиха, не успех…»
Надо заметить, что цели, как и мотивы действий, сами по себе превосходно характеризуют человека. Отсутствие их — тоже…
Чтобы уверенно перепрыгнуть через какое-нибудь препятствие, ров и т. п., надо, прежде всего, отчетливо видеть место, куда прыгаешь. Чтобы поймать в воздухе какой-нибудь предмет, надо, опять-таки, вовремя увидеть его. «Точно определите свою цель,- советуют специалисты по части организации и гигиены творческого труда.- — Множество людей попусту тратят свое время и энергию на какое-нибудь дело в общем-то из-за того, что отчетливо не представляют себе, что собственно они собираются сделать. Не зная точно, к чему идут, они сбиваются еще на старте, теряют дорогу, падают духом и сворачивают на тропинки. Определите с самого начала хотя бы «пункт назначения», и уже поэтому вы достигните его гораздо быстрее. Это — решающее условие».