Среди новейшей литературы по этому вопросу заслуживает внимания монография В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, посвященная описанию специфических особенностей мышления, поведения и рисования у мальчиков и девочек с позиций нейрофизиологии и нейропсихологии.
В начале XX в. В. М. Бехтерев ввел в психиатрическую практику изучение рисунков (сначала детей, а потом и взрослых) как «непредвзятых откровений души человека», чтобы на их основе строить лечебный процесс и личностную реабилитацию больных. К. Г. Юнг, М. Наумбург, Э. Крамер, С. Бах и другие в 1950- 1970-е гг. развили эту методику использования детских рисунков в психодиагностике, а самого процесса рисования — в психотерапии, утверждая его проективную, оздоравливающую и развивающую функции. Это направление в психотерапевтической практике получило название арттерапия.
В 1987 г. американские психологи Дж. Остер и П. Гоулд в работе «Рисунок в психотерапии» описали опыт использования рисования для лечения психических отклонений способами невербальной терапии. Они разработали методы терапевтического рисования как при индивидуальной, так и при групповой и семейной работе с детьми’. Методику терапии средствами рисунка подробно изложил в своей книге М. Е. Бурно, а советский психолог Р. Б. Хайкин широко практиковал занятия изобразительным искусством при лечении больных и даже предложил специальный термин — изотерапия.