Соперничающие друг с другом члены команды могут принести много пользы общему делу при условии, что это соперничество имеет дружеский характер. Оно может быть особенно стимулирующим, если в нем присутствует элемент везения – например, кто примет самый крупный заказ по телефону. Однако чрезмерная увлеченность борьбой за лидерство чревата разрушительными последствиями и может оказаться деморализующим фактором для тех, кто не в состоянии «держать темп» и вечно проигрывает. Необходимо постоянно помнить о следующем:
■ заставьте членов команды сконцентрировать свои усилия на работе с клиентами (независимо от того, выполняют они поручение соседнего отдела или внешний заказ), а не на состязании друг с другом. Объясните коллективу, что вам хотелось бы, чтобы их энергия была обращена скорее наружу, чем загнана внутрь;
■ если «чемпион» не в состоянии сбавить обороты, вынудите его конкурировать с самим собой и бить собственные рекорды;
■ бывает так, что кто-то начинает воспринимать соревнование слишком серьезно и с целью «чемпионства» пытается утаивать информацию, дающую некое преимущество над остальными. Это может нанести непоправимый ущерб команде, поэтому следует немедленно поговорить с этим человеком и объяснить ему, в чем он неправ;
■ слишком сильное и неуправляемое стремление к соперничеству присуще от рождения совсем немногим. Однако, если ничто другое не помогает, лучший выход – поручать такому человеку задания для самостоятельной работы, лишающие его возможности конкурировать с кем бы то ни было.