Что же касается похвалы критика

56 views 16:06 0 Комментарии 12.12.2022

Что же касается похвалы критика, то она имеет цену только тогда, когда имеет ее сам критик,- и наоборот. Причем в первом случае одобрительное слово может сделать действительно многое. Ф. И. Тютчев был почти неизвестен широким читательским кругам в России, пока его не «открыли» в начале пятидесятых годов XIX века Н. А. Некрасов и И. С. Тургенев,-а ведь печататься он начал примерно лет за пятнадцать до этого. О М. Ю. Лермонтове, до публичной поддержки его В. Г. Белинским, знали в весьма узком кругу; поддержка знаменитого критика сыграла исключительно важную роль в последующей судьбе его произведений; Белинский же указал русскому обществу на подлинное значение Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова и ряда других. Отзывы Р. Шумана-критика о Ф. Шопене, Ф. Шуберте, Ф. Мендельсоне способствовали широкому распространению славы этих мастеров.

Короче, голос «за», открыто поданный авторитетным специалистом, всегда важен; нет необходимости далее распространяться на эту тему.
«И случайность тоже…»
Путь к известности изобилует обычно многочисленными препятствиями — как внешнего характера, так и внутреннего. Как творческими, так и нетворческими. На них принято сетовать, но, если разобраться, так ли уж они и не нужны? Только ли — помеха? Не правильнее ли предположить, что препоны и жизненные барьеры разного рода в некотором смысле даже необходимы?

Они формируют человека,- звучит тривиально, однако это так. Они делают сложнее и углубленнее его внутренний мир, расцвечивают этот мир в контрастные тона. Благодаря им приходится напрягать порой все свои душевные силы, полностью мобилизовать природные ресурсы,- бывает, это дает яркие результаты в творчестве. Препятствия закаляют ум, волю, характер; учат по-настоящему «хотеть».