Следует предпринять все меры предосторожности, чтобы избежать ошибок, способных отрицательно влиять как на индивидуальную мотивацию, так и на дух команды в целом (несмотря на то, что некоторые их них уже упоминались, придется повторить наиболее важные моменты):
Внутренние трения. Позаботьтесь о том, чтобы людям, испытывающим взаимную антипатию, не приходилось работать в слишком тесном контакте. Даже самая лучшая команда не застрахована от возможных проявлений неприязни со стороны отдельных ее членов, не способных ладить друг с другом. Если же производственная необходимость порой требует их взаимодействия, примите все меры, чтобы свести эти трения к минимуму: не заставляйте антагонистов проводить в компании друг друга слишком много времени или работать вместе над одним проектом дольше, чем требуется.
К примеру, если вам пришлось привлечь их к совместной разработке плана очередного проекта, сделайте перестановки, как только стадия планирования будет завершена, и назначьте их ответственными за разные стадии проекта. Ради сохранения спокойствия в команде будет полезно разбавить эту пару третьим сотрудником, например, коллективистом, чьи личные качества были рассмотрены в предыдущей главе.
Предвзятое отношение. Если члены команды подозревают вас в предвзятом отношении, считайте, что появилась проблема, способная расколоть команду, — независимо от того, насколько справедливы эти подозрения. Когда люди думают, что кто-то получает от вас самые интересные проекты и самые большие премии в обход остальных, необходимо срочно принимать меры. Самый лучший выход — откровенно обсудить сложившуюся ситуацию. Не суетитесь и не оправдывайтесь. Попытайтесь прояснить с самого начала, почему «обиженные» считают, что вы были несправедливы в том или ином случае, и как, по их мнению, вам следовало поступить. Такой подход должен помочь разрешить проблему, но в идеальном варианте вы обязаны поступать так, чтобы подобные проблемы не возникали вообще.
Обесценившаяся похвала. Среди множества аспектов, составляющих мотивацию человека, присутствуют и такие, которых никогда не бывает слишком много. К ним, в частности, относятся информированность и чувство собственной причастности. Однако в некоторых ее составляющих — похвале и вознаграждении — можно перестараться и тогда они могут утратить свою эффективность. Вне всякого сомнения, хорошая работа достойна вознаграждения.
Но если ваш сотрудник демонстрирует довольно скромные результаты, а вы восклицаете: «Это просто гениально — высший класс! Что бы мы без вас делали?» — то в следующий раз, когда он действительно превзойдет самого себя, вам будет трудно найти нужные слова. Поэтому всегда соразмеряйте похвалу с реальными достижениями — порой достаточно простого «Хорошая работа, спасибо».
Этими же соображениями нужно руководствоваться и в ситуациях, когда выполненная работа не дотягивает до требуемого уровня. Не забывая о позитивном подходе (как уже упоминалось), следует тактично указать на допущенные недостатки.
В противном случае к вашему мнению будут относиться без должного уважения, а всякая похвала с вашей стороны утратит смысл. Будьте конкретны в своих оценках — это гораздо полезнее для команды: «Молодец. Нелегко успокоить разъяренного клиента, а вы справились с этим просто замечательно». Будет еще лучше, если вы немного разовьете тему: «Что вы ему такое сказали, что он сразу успокоился и понял, в чем проблема?»
Преувеличение роли индивидуума. Стоит повторить еще раз: если успех — результат совместных усилий, вам следует особо отметить заслугу всей команды. В противном случае может показаться, что чья-то роль в общих достижениях была решающей.