Артур Рубинштейн

141 views 22:48 0 Комментарии 12.12.2022

Поэтому иные из молодых людей начинают самостоятельный творческий путь, числясь формально еще в ранге учащихся. Не в том смысле «начинают», что, скажем, непременно берут призы на международных музыкальных конкурсах, дебютируют в кинематографе, выставляют свои скульптуры и полотна или издают ранние сборники стихов. Вполне возможно мыслить категориями отнюдь не ученическими — ярко, смело, нешаблонно,- даже нигде публично не выступая и ничего не издавая. Так обычно и случается с теми, кому суждено стать большими мастерами.

Вернемся еще раз к словам Г. Г. Нейгауза о том, что он, мол, «сам себя учил». Они заставляют задуматься еще об одной стороне проблемы «учитель — ученик». Возможно, самой важной. Суть в том, что в творческих профессиях- в соответствии с природой их и специфи-учение. Не столько образование, даже самое всесторонкой — имеет значение не столько учение, сколько само- нее и блистательное,- сколько самообразование. Многими выдающимися мастерами культуры не раз варьировалась мысль о том, что в творческих делах основному и главному научить нельзя -этому можно лишь научиться. «Человечество всегда успешнее развивалось только путем самообразования» ,- считал английский философ Г. Спенсер. Здесь большая доля истины.

И так практически во всех отраслях творческой деятельности. Даже в науке, при всей важности приобщения тех, кто вступает в ее владения, к строго упорядоченным системам знаний, профессиональной методологии и т. д. Нелишне напомнить, что Т. Эдисон, Дж. Уатт, Ч. Дарвин начинали как самоучки; видный советский авиаконструктор А. С. Яковлев рассказывал: «Первые свои самолеты я строил не имея специального образования».