Старые школьные программы

Известный историк искусства Н. Н. Пунин, выступая от имени Отдела Изобразительных Искусств Комиссариата Народного просвещения с речью на открытии краткосрочных курсов для учителей рисования единой трудовой школы летом 1919 г. в Петрограде, призывал: «Если ребенок открывает новые методы построения, новые законы перспективы, Вам, может быть, непонятные или кажущиеся Вам наивными, оставьте его продолжать свое дело; это его инстинкт, его, по-видимому, интуитивное, но упорное желание…», и далее: «И вот, обращаясь к Вам, говорю: заставьте детей любить искусство, но не принуждайте их видеть так, как видите Вы, и не потому, что вы видите плохо, но потому, что Вы видите так, как можете видеть только Вы. Пусть ребенок видит то, что он может и как он может видеть. Ибо для художника, прежде всего, важно, чтобы видеть по-своему. Видеть по-своему — это единственное, чему необходимо научить детей».

Метод «комплексных программ» исходил из природной синкретичности (целостности) детского восприятия и предлагал педагогам строить все предметы образовательного цикла, включая рисование, в рамках единой комплексной тематики. Предлагалось целостно изучать разные сферы жизни общества и окружающей действительности, например, такие темы, как «Охрана здоровья», «Жизнь и работа в деревне», «Наш город», «Времена года» и другие. Здесь рекомендовались разные формы коллективной работы.

Метод «соотнесенности с историей искусства» был основан на биогенетической и социогенетической теории развития. Автором такого подхода в художественной педагогике выступил Ф. И. Шмит, проводивший параллель между развитием детского рисунка и развитием мирового искусства. Он сопоставлял отдельные исторические эпохи со «стадиями» возрастного развития рисования у детей и настоятельно рекомендовал педагогам соотносить учебный материал из истории искусства и учебные задачи в детских занятиях рисовальной деятельностью с точностью до периодов, фаз и секунд. Такой метод широко использовался во многих школах, особенно на Украине.

Отправить комментарий