Последователи И. Песталоцци

Такие же противоречия были типичны на рубеже XIX — XX вв. для художественной педагогики в России. Во многом школьные программы по рисованию представляли собой предельно упрощенный курс обучения, принятого в европейских академиях. Геометральный метод преобладал, делая предмет рисования формальным и неинтересным для детей, о чем в 1903 г. писал Л. Г. Оршанский.

В первое десятилетие XX в. на страницах журналов («Журнал Министерства народного просвещения», «Известия общества преподавателей графических искусств», «Художественно-педагогический журнал», «Искусство и жизнь» и др.) начинают систематически публиковаться полемические статьи педагогов-художников, статьи по вопросам детской психологии, детского творчества, экспериментальной педагогики, а также материалы о проходивших за Рубежом международных конференциях по художественному воспитанию.

В те годы в Петербурге и Москве было организовано общество преподавателей графических искусств, активными членами которого были педагоги, занимавшиеся в то время рисованием с детьми (Бейер, Разыграев, Лепилов, Мурзаев, Белобородов и др.). Передовые учителя-художники выступали за реорганизацию преподавания рисования в школе, за новые методы творческой художественно-воспитательной работы с детьми, против формальной механической системы обучения рисованию, имевшей место в официальных программах.

В печати развернулась полемика по вопросу о преимуществах геометрального и натурального методов в преподавании рисования, и в эту дискуссию включились художники, искусствоведы, психологи. В первом номере журнала «Известия общества преподавателей графических искусств» (январь — февраль 1909 г.) была помещена статья художника Н. Д. Бартрама о выставке «Искусство в жизни ребенка», где он говорит, что «современная наука и жизнь поставили на очередь и ряд неотложных задач современной культуры, все вопросы, касающиеся ребенка. Образование детей пока стремится только ответить на запросы ума — дать знание. Эстетические же чувства ребенка не находят ответа и почти всегда игнорируются».

Отправить комментарий