Педагогический аспект

Педагогические принципы, методы и система организации занятий детей рисованием издавна волновали художников и учителей. Как правильно осуществлять воспитание (целенаправленную деятельность по формированию личностных качеств ребенка) и образование (целенаправленную деятельность по формированию знаний, умений и навыков детей)? В разные исторические эпохи на этот вопрос давались разные ответы. Сегодня в его решении следует исходить прежде всего из знания психологии детства.

Долгое время школьные учителя обращались к рисованию как к методу, иллюстрирующему содержание учебных предметов, а специальные уроки рисования имели цель обучить детей реалистическому изображению.
История методов обучения рисованию в разных странах и в разные исторические периоды подробно рассмотрена в книгах Н. Н. Ростовцева.

Он отмечает, что обучение рисованию, основы которого были заложены еще в ренессансных боттегах, в XVII — XVIII вв. уже развилось в самостоятельные педагогические системы преподавания рисунка. В европейских академиях художеств и художественных школах сложилось отношение к рисунку как к учебному предмету, установился порядок академического обучения («вначале учащиеся знакомились с элементарными приемами рисования, затем рисовали с образцов, после чего приступали к изображению гипсов и, наконец, живой натуры»); создавались учебные пособия (К. Карраччи, П. Рубенс и др.).

Однако все это касалось только профессиональной подготовки художников с юных лет и не затрагивало общих детских занятий рисованием.
В XVII в. великий чешский педагог Я- А. Коменский, обратив внимание на педагогические и воспитательные возможности рисования для всех детей, а не только для тех, кто готовился стать художником, призвал рассматривать рисование как необходимый общеобразовательный предмет. Он отмечал значение рисования в развитии внимания и мышления, вместе с тем не делал различий в методах и системах обучения искусству в общеобразовательных и специальных художественных школах, и предлагал строить обучение на той же основе подражания образцам и овладения правилами рисования.

Отправить комментарий