Метод «соотнесенности с историей искусства»

Рекомендации А. Бакушинского были учтены Наркомпросом при составлении сборника «Художественное воспитание в школе I ступени» в качестве инструктивных материалов к составлению программ по рисованию в школе. Новое в педагогическое осмысление детского рисования внесла гипотеза Л. С. Выготского, согласно которой воспитание и обучение ребенка должны быть «полезны» с психологической точки зрения и строиться с учетом интересов и опыта ребенка.

Обучение должно идти впереди развития и ориентироваться на цель развития ребенка, а само развитие личности, указывал ученый, происходит в процессе деятельности. Главной целью творческого обучения ребенка искусству он назвал развитие способности к творческой обработке действительности, обучение не только техническим навыкам, но «чувству самого искусства».

Вопрос о природе детского рисования включался им в общую проблематику развития знаковых форм сознания ребенка. Л. Выготский настоятельно подчеркивал социальную природу знака. В этом смысле он предлагал рассматривать любой рисунок как знак в системе социальной коммуникации, а овладение рисованием — как усвоение ребенком одного из видов социальной знаковой деятельности.

Он указывал на то, что детское рисование как творческий процесс не может развиваться только естественным путем, что психическая регуляция изобразительной деятельности осуществляется при помощи психических действий, характерных для человека, которые должны быть пережиты и присвоены ребенком. Детская изобразительная деятельность, как и все высшие психические функции, не может быть адекватно понята без социологического изучения, без признания ее продуктом социального развития ребенка.

Отправить комментарий