З. Долуханова

3. Долуханова: Дело в том, что нечто в этом роде я испытала на самой себе. В моей сценической «биографии» бьгй период, когда я вдруг остро почувствовала: нужны новые пути. Прежние исчерпали себя; привычными исполнительскими средствами я уже не могла выразить то, что мне было необходимо как художнику. Вопрос стоял так: либо какие-то компромиссы, линия наименьшего сопротивления в искусстве,- либо интенсивные поиски, овладение новыми профессионально-техническими приемами и средствами.

Тем самым — компенсация того, что мне стало недоставать. Если я смогла сохранить себя на концертной сцене, то потому лишь, что нашла в себе силы пройти через этот кризис, преодолеть его, извлечь пользу для дела.
Г. Цыпин: Итак, если бы Вас спросили, что Вы хотели бы пожелать творческой молодежи, прежде всего Вашим коллегам-певцам…
3. Долуханова: Я ответила бы так: прежде всего — не быть чрезмерно самонадеянными. (Особенно талантам.) Пусть сказанное мной кому-то покажется трюизмом, не беда; повториться в данном случае не грех. Самонадеянность, артистическая «нарциссомания» — все это имеет свойство прогрессировать, как болезнь. И на какой-то стадии становится уже необратимым.

И еще. Не надо бояться дельной и честной профессиональной критики. (Увы, опять трюизм, но что поделать.) Бояться надо дутых, лицемерных комплиментов: они дезориентируют, застилают голову сладким дурманом, мешают различать жизненные реалии.
Главное же в нашей профессии — не пытаться отделаться от своих сомнений. Не отмахиваться от проблем, делая вид, будто их не существует. Кризисы в творческой деятельности подчас несут с собой боль — но это, если угодно, целебная боль, где-то даже нужная: та, что на пользу делу. Забывать об этом нельзя.

Отправить комментарий