Не притупилось ли критическое чувство

Вообще, мне думается, что внутреннее самоуспокоение, благодушная удовлетворенность тем, что достигнуто, сделано.Д едва ли не самое опасное для людей творческих профессию» Это что-то вроде вируса, который несут с собой признание, слава, успех. И нейтрализовать этот вирус может только сам артист. От посторонних тут помощи ждать не приходится, скорее наоборот. Действительно, что может быть хуже, когда известный концертант постоянно слышит от окружающих: «Вы — и волнуетесь?! Помилуйте, Вы же такой выдающийся мастер! Вам ли беспокоиться о чем-либо…»

Я убежден, что чем больше человек умеет в своем деле, чем сильнее он в профессиональном отношении, тем больше следует ему быть настороже. «Не притупилось ли критическое чувство?» «Не снизились ли, хотя бы на миллиметр, художественные требования?..» Уж лучше постоянно мучиться этими вопросами,- тогда каждый концерт будет ощущаться своего рода премьерой. Тогда удастся избежать «серийности» в публичных выступлениях, а она — хочу подчеркнуть со всей определенностью- представляет наибольшую угрозу для всех тех, кто занимается исполнительским искусством. Г. Цыпин: Хотелось бы уточнить одно обстоятельство, Даниил Борисович.

Как Вы полагаете: терзаться неверием в го, что делаешь, жить среди «ползучих сомнений»,- свойство персонально-личностное, присущее конкретно тому или иному человеку? Или, на Ваш взгляд, отличительная черта профессии, специфическая примета ее? Д. Шафран: С ответом на первую часть Вашего вопроса, думаю, мне лучше воздержаться. Тут, хочешь не хочешь, придется говорить о себе, а потому легко ошибиться. (Впрочем, если Вы ждете от меня полной откровенности, могу сказать, что к несокрушимо прочным артистическим натурам я себя никогда не относил.)

Отправить комментарий