Многие художники

Некогда Г. Г. Нейгауз сокрушался: «Молодого артиста, достигшего ранней известности, много теребят, не дают ему покоя, он все время на виду, ему редко удается создать себе ту лабораторную обстановку, которая необходима художникам едва, ли не меньше, чем ученым». Это было сказано около четырех десятилетий назад. С тех пор мало что изменилось; та же суета сует, если не больше. И беда все та же: не успевая побыть наедине с собой, со своим «я», от этого постепенно отвыкают, утрачивают внутреннюю потребность в этом, заодно же утрачивают и что-то очень важное, невосполнимое, абсолютно необходимое для любых духовных процессов.

Небезынтересно присмотреться повнимательнее к крупным, незаурядным творческим фигурам, какими они предстают перед нами со страниц различных мемуаров, писем и дневников, воспоминаний близких и т. д. У подавляющего большинства из них — это можно утверждать с полной определенностью — постоянно шла напряженная и сложная внутренняя работа, не прерывалось на сколько-нибудь длительный срок глубоко интимное единение со своим духовным миром, зондирование наиболее глубинных его слоев — то, что называют самонаблюдением, самоанализом, состояниями интроспекции, рефлексии и т.д.

В недрах этих процессов и происходило интенсивное становление личности, совершались непрестанные метаморфозы в ней: выносились те или иные самооценки, устанавливались отношения к себе и окружающим, кристаллизовались морально-этические принципы и т. д. На определенном уровне интеллектуального развития, подчеркивает видный психолог М. С. Неймарк, «человек способен сознательно воздействовать не только на окружающую действительность… но также и на собственную личность, изменяя в своих целях самого себя, управлять своим поведением и деятельностью и даже своим психическим развитием».

Отправить комментарий